Социально-психологическое тестирование — диагностический компонент воспитательной и профилактической работы. Проведение социально-психологического тестирования является важным элементом воспитательной работы образовательной организации, обеспечивающей системное выявление обучающихся находящихся в «рискогенных условиях, и организации с ними соответствующей профилактической, коррекционной работы Профилактическая работа со всеми обучающимися образовательной организации регламентируется планом профилактики образовательной организации. В плане профилактики должны быть задействованы ВСЕ сотрудники образовательной организации.
Проведение адресной помощи, обучающимся, испытывающим затруднения проводится на основе рекомендаций педагога-психолога. Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ) не оценивает обучающихся, а опрашивает их. При работе с ней подростки, юноши и девушки сами оценивают социально-психологические условия, в которых находятся. ЕМ СПТ — это опрос, выявляющий мнения, представления и позиции обучающихся относительно их самих и обстоятельств, в которых они находятся.
Методика выявляет уровень рискогенности условий, в которых формируется обучающийся. Дети с высоким уровнем рискогенности условий испытывают затруднения в сложившихся социально-психологических условиях. Длительно существующие затруднения могут вызвать депрессивные состояния и ощущение безвыходности ситуации. В сложившихся условиях происходит провоцирование формирования зависимости. Вероятность у этих детей быть вовлеченными в наркопотребление выше, чем у всех остальных.
Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. Она выявляет социально-психологические предпосылки, которые в определенных обстоятельствах могут спровоцировать желание попробовать наркотик.
Заключение о наркотической или иной зависимости может дать только врач-нарколог после проведения профилактического медицинского осмотра, включающего забор и анализ биологического материала (кровь, моча и т.д.) с использованием химико-токсикологического исследования.
Социально-психологическое тестирование – это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние обучающихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой.
Основными задачами социально-психологического тестирования обучающихся являются:
– определение уровня развития социальных и психологических компетенций;
– выявление особенностей поведения и эмоциональной сферы;
– оценка стиля общения и конфликтной напряженности;
– изучение мотивационной сферы и уровня самореализации.
В Российской Федерации социально-психологическое тестирование проводится по Единой методике, разработанной департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова, ФГБОУ ВО «Уральский педагогический университет»
и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».
Социально-психологическое тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации (обязательное соблюдение обоих условий). Верхняя возрастная граница участников не определена. Социально-психологическое тестирование проводится только при наличии информированного согласия (самого обучающегося, если он достиг возраста 15 лет, или его родителей (законных представителей)).
Процедура проведения социально-психологического тестирования регулируется приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 года № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 февраля 2020 года № 239 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования».
Информация, полученная в результате социально-психологического тестирования, позволяет специалистам образовательных организаций оказывать обучающимся своевременную социально-психологическую помощь, разрабатывать индивидуальные рекомендации с целью снижения у них эмоционального дискомфорта, повышения мотивации и достижения успешных результатов в учебной деятельности.
Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»